Размышления о реабилитации

Артемова Мария Юрьевна,

                       Инвалид 1 группы. Волонтёр «со стажем».

    С 9 лет сопровождала  свою маму, инвалида 1 группы

    с ампутацией правой ноги – Бушуеву Мери Леонтьевну –

 на марафонах и спортивных соревнованиях.

Мери, являясь членом международного клуба «Ахиллес», была многократной участницей

                  российских и  международных соревнований.
          Мария с ранних лет впитывала  проблемы людей с        инвалидностью, помогала в организации

                                        мероприятий и в сопровождении

инвалидов на дистанциях.

       Прожив насыщенную и наполненную испытаниями   жизнь, Мери скончалась в декабря 2020 года

от коронавирусной инфекции.

В результате ДТП в апреле 2021 года Мария получила серьезные травмы, в течение года пользовалась инвалидной коляской, затем пользуясь костылями, вновь встала ноги и учится ходить.

Мария продолжает заниматься делами клуба и мероприятиями, просвещенными проблемам инвалидов.

За тысячу лет существования человечества, человек  трудился, воспитывал детей, обрабатывал землю, добывал пищу – жил и выживал в разных условиях. И в этой борьбе качество жизни оставляло желать лучшего.

Случались и случаются войны, воины получали травмы и увечья. Создавались богадельни и больницы. Дети и взрослые получают травмы и в мирной жизни: при стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуация, ДТП,  иногда даже по глупости.

Современная жизнь дает много возможностей: больницы, реабилитационные центры, общественные организации. В этом море информации легко потеряться и заблудиться, только персональное личное общение человека с человеком,  человека с системой дает колоссальный результат. Я не говорю, что не должно быть системы, программы, они нужны. Но чтобы не быть одиноким в борьбе у любого человека есть ближний круг общения, на который он надеется.

Я родилась и выросла в Москве, папа  русский, мама – грузинка, только эту особенность с детства я воспринимала как нечто необычное. Мама же, инвалид 1 группы, была с ампутацией правой ноги выше колена, которую она получила  при ДТП еще в молодости, ей было 23 года. У нее был протез и я каждый день видела как она одевает эту деталь «гардероба». Сначала она обувала протез, а потом здоровую ногу. По воспоминаниям мамы, когда мне было около 3 лет, я подскочила к протезу и стала целовать, выкрикивая: «Это тоже моя мама!»

Взрослея, я понимала, что маме сложно делать некоторые вещи, хотя говорить, что она чего-то не могла, невозможно. Она была прекрасной хозяйкой, в доме чисто, уютно, тепло и вкусно.

Привыкая к комфортной жизни, мы не ценим того, что имеем. Что есть руки, ноги, голова на плечах, здоровье. И только, когда попадаем в сложную, стрессовую ситуацию понимаем, что потеряли.

Так случилось и со мной. Повторив в некотором смысле судьбу мамы, я тоже попала в ДТП и получила многочисленные травмы ног. Судьба-насмешница сыграла злую шутку в день дурака – 1 апреля. Момент аварии я не помню, впрочем, как и последующие 5 дней, потому что лежала в коме, пока врачи боролись за мою жизнь.

Очнувшись в реанимации, мне сообщили о случившемся: врачи сказали, что спинной и головной мозг не повреждены, про другие травмы я узнавала дозированно и понемногу. Переломы бедренных костей в трех местах обеих ног, перелом шейки бедра и таза, коленного сустава, ушибы и разрывы внутренних органов, ЧМТ, гематомы и многое другое.

Не могу сказать, что заплакала от обиды. Было просто больно: как на душе, так и во всем теле. Как только мне передали мобильный  телефон я стала смотреть в списке номеров тех людей, кто бы мог помочь, подсказать, что делать дальше. К счастью, благодаря маме, ее активной жизни в разных сферах, ко мне перешли в друзья ее друзья и соратники, и мне было кому звонить. Я обзванивала людей, разговаривала, спрашивала, и находились решения.

Очень важно, чтобы рядом были люди, которые могут оказать поддержку. Она очень важна. Потому что ощущение, что ты один в океане, а рядом никого. Но это не так, даже если в кругу друзей не окажется какого -то специалиста, то обязательно кто-то подскажет выход на того или иного доктора, того или иного специалиста, того, кто нужен именно в данную минуту.

Я позвонила Валентину Ивановичу Дикулю, с которым мама много лет поддерживала отношения. Лично мы с ним не знакомы, но, когда он ответил на мой звонок на мобильный телефон, ощущение добра, тепла и поддержки меня успокоили и ободрили. Я рассказала о случившемся и пожелала пройти реабилитацию в его центре, на что он ответил: «Машенька, как только врачи тебе разрешат, присылай все документы, мы тебя возьмем!».

Простые и очень важные слова я услышала в тот момент. До реабилитации было очень далеко, я сама в тот момент это не осознавала, но понимание, что тебя ждут вселяло силы и надежду на лучшее.

Дальше тянулись длинные больничные дни, они казались бесконечными и маленькая палата, из которой не можешь никуда выйти,  казалась тюрьмой. Мое заключение в больнице длилось 2 месяца и 7 дней, я не вставала в кровати, все время лежала на спине и делала упражнения лежа. У меня была замечательная сиделка из Узбекистана – Нафиса, мы быстро нашли с ней общий язык,  и она поддерживала меня во всем, даже жизнь спасла.

Пока мы находились с ней в компании, я рассказывала Нафисе о тех сильных людях, с которыми случилась беда, и они, не сломавшись, продолжали активно жить и наслаждаться жизнью. Вспоминала я маму – она самый яркий пример мужества для меня, Валерия Михайловича Михайловского, его центр реабилитации в Зеленограде и пробеги в Бородино, клуб для инвалидов «Ахиллес», в котором была волонтером с 9 лет, КЦСО «Мещанский», ребят-инвалидов и много-много интересных и неравнодушных людей, поездки, путешествия, соревнования, танцы и выступления в ансамбле грузинского танца «Колхида».

Очень много людей откликнулось на мою беду: моя семья, мои друзья – моя надежная опора и поддержка!

Я не умею говорить о реабилитации с точки зрения науки, красивыми и умными словами со сложной терминологией. Для меня реабилитация – это деятельность, движение. Когда топчешься на месте и ничего не делаешь, ничего не происходит. «Под лежачий камень вода  не течет». Важно, чтоб у самого человека, который получил ту или иную травму была потребность что- то изменить. Не жалеть себя. Но это желание могут поддержать в тебе либо твои друзья, либо чей - то пример, который сможет мотивировать, либо профессиональный психолог, который «переключит» твое психологическое состояние со стресса в прогресс.

Покинув стены первой градской больницы в июне, я поехала в реабилитационный центр «Юдино», для меня огромном счастьем было, что увидела улицу, людей, уже зеленые деревья, теплый ветер обдал лицо, и….вот оно - счастье. В центре я научилась пересаживаться в инвалидное кресло, я могла самостоятельно решать куда поехать и когда, покинуть стены палаты и осмотреться. И снова маленькая победа, снова счастье.

Начались кропотливые ежедневные занятия, через боль. Командная работа профессионалов: лечащего врача, инструктора лечебной физкультуры, массажистов, физиопроцедуры, водные процедуры -  дала свои результаты. Мне позволили встать на ноги и вертикализироваться с помощью специального тренажера. И снова маленькое счастье со слезами на глазах, я стою и сморю на людей не снизу вверх, а на равных, глаза в глаза.

Каждая маленькая победа, новое достижение – это залог упорного труда, внутренней работы над собой. Очень благодарна я своему духовнику, отцу Дмитрию, который навещал меня в больнице, причащал и исповедовал.

«Один в поле не воин», - так говорят. Даже, если человек умен, талантлив, но одинок, и не с кем поделиться своими радостями и печалями, то грош цена его талантам.

«Нельзя подстелить солому, ибо не знаешь, где упадешь», но мои знания,  опыт работы и общение с разными людьми, были той соломой. Я благодарна всем и каждому, что были рядом!

Будьте здоровы и берегите себя и близких!